ХРАНЕНИЕ ЦИПРЕЙ В КОЛЛЕКЦИИ.
Два главных потрясения от посещения Океанографического музея Монако - РАЗМЕР и СОСТОЯНИЕ небольшой партии ципрей, выставленной в экспозиции на витрине. За десятилетия морских странствий князь Альберт I - страстный морской биолог, оснастил четыре судна для океанографических исследований. 28 морских экспедиций практически во все моря и океаны мира были предприняты им в период с 1884 по 1914 год. Помимо более 3 тысяч открытий (!) в различных областях науки, сделанных во время длительных вояжей, к заслугам этого выдающегося представителя княжеского рода можно отнести и создание уникальных орудий лова морских обитателей (например, драги), а так же усовершенствование техники использования фото и кино оборудования для документации находок и открытий. Современники князя, правда, были ему признательны больше за другое открытие - представитель знатного рода собственоручно вытащил гигантского осьминога у берегов Азорских островов. Тогда-то ученые, считавшие "больших подводных монстров" мифом, были посрамлены, а потрясенная общественность стала демонстрировать такой интерес к биологии, что Альберт I столкнулся с той же самой проблемой, что и мы, как все это собранное за десятилетия "богатство" хранить и демонстрировать. В 1910 году "вводится в строй" вот это великолепное сооружение, работы архитектора Делефортри. Что бы не уходить в дебри (рассказ о собрании музея достоин отдельной статьи), скажу лишь, что это до сих пор океанографический музей Монако - один из лучших в мире. А его аквариумы, поверьте, побывал во многих местах, - это что-то! Остановлюсь лишь на том, что и все последние годы работа велась там по "взрослому" - бессменным директором музея долгие годы оставался Жак-Ив Кусто...
Огромные холлы музея, напоминающего скорее дворец, это что-то вроде актового зала. Большие окна пропускающие яркий солнечный свет... Он падает прямо на экспонаты... Так вот ципреи - может если не все, то большая часть точно - мировой рекорд! Когда старики вспоминают, что "в наши дни и рыбы водились гигантские", и "хрен был больше и слаще" охотно веришь, глядя на раковины... А вот цвета они - словно говяжьи маслы, вываренные после нескольких часов в кипящем бульоне... Желтые-желтые... Более наглядной агитации за поиск альтернативных методов, чем используемые "отечественными ветеранами" коллекционирования сложно и придумать...
Главный враг любой коллекции любых раковин - прямой солнечный цвет. Избежать "выцветания" не получится по любому... За десятилетия любой экспонат "побледнеет" и станет менее ярким... Но, уменьшить скорость процесса легко, если избегать попадания ПРЯМЫХ солнечных лучей... А лучше света вообще... Сразу же оговорюсь, у представителей различных семейств раковин - скорость выцветания абсолютно разная... И любители спондюлюсов, мурексов, хранящие свое собрание на полках или стелажах говорят, что практически выцветание не заметно (хотя это не так)... А вот ципреи (скорость выцветания на порядок больше) лучше хранить в темноте...
Второй момент, приходишь к коллекционеру в гости - меняться... Берешь в руки (свежий пример) Zoila decipiens - точно раковина на пол-сантиметра больше, чем ловящиеся сейчас - за 30 лет собирания он нашел супер-раковину... Смотришь на базу, от хранения на обычной книжной полке - следы потертостей... И опять же "больной вопрос" - нет данных, где поймана, на какой глубине и т.д. и т.п. Повертишь ее в руках, и в четырех случаях из пяти укладываешь обратно на полку... Что бы избежать этой проблемы, на дно Вашего ящика должна быть уложена мягкая ткань, либо паролон... И не плохо было бы рядом с ящиками положить какой-то коврик, гарантии, что не уроните на пол раковину, причем гордость своего собрания, нет никакой - проверено лично... Главное, что бы пол не был каменным... Про цервуса длинной 192 мм, и расколотого поперек в результате падения то же где-то уже рассказывал...
Третий момент. ВАЖНО из какого материала сделаны Ваши ящики - это должен быть не дуб! Не смогу точно объяснить химический процес, но эту древесину следует избегать! Дерево, из которого изготовлен Ваш шкаф, не должно быть мореным или покрытым каким-то лаком... Вообще избегайте всего, что может вступать в химическую реакцию с ракушками...
В-четвертых, этикетка с данными (желательно "родная", с которой она к Вам пришла), всегда должна быть ВНУТРИ раковины. Если это крошечная ципрея, то я внутрь кладу маленькую этикеточку с персональным номером экспоната... И неважно, что для каждой раковины на паролоне бережно приклеена другая красивая этикетка со всеми данными... Сколько раз было, что придет приятель, возьмет в руки ракушку, другую, сравнит и положит, перепутав... Когда коллекция разрастется, уже шансов все удержать в памяти нет... Прямо сейчас американские коллекционеры на своем форуме обсуждают грустную тему, куда девать собрание, в случае своей кончины... И приводят в пример несколько печальных примеров, когда одно из лучших американских собраний раковин было распродано за бесценок, потому, что у раковин не было "сопроводиловок", научной ценности они вследствие этого не представляли. Хозяин коллекции ушел из жизни неожиданно, а труд нескольких десятилетий оказался напрасным...
Где-то на форуме я уже писал о болезни Байна - появляются "грибки", которые моментально уродуют всю Вашу коллекцию, перекидываясь с экспоната на экспонат... На эту тему так же нужна отдельная статья... Рекомендации - во-первых, просите Ваших гостей, особенно, если только что встали из-за Вашего гостеприимного стола, руки помыть... Ракушки не должны находиться вблизи отопительных приборов, надо хотя бы раз в год протирать тряпочкой Ваши раритеты, одновременно проветривая ящики... Повышенная сухость опасна так же, как и повышенная влажность...
И последнее, эту конструкцию ящиков мы придумали вместе с известным московским "каурятником" Сашей Горбуновым... Я нарисовал схему, как это должно по идее выглядеть, а Саша сделал заказ у своего приятеля... Получив пробный шкаф, я более чем остался доволен результатами... Теперь изготовили еще два подобных же шкафа - один для крупных ципрей - на 13 ящиков, и для "мелкоты" - на 18 ящиков... Рекомендую делать все же чуть меньше "ростом" - не все гости высокие, и обратил внимание, что некоторым из них, приходится буквально засовывать свой нос, что бы разглядеть, что находится в верхнем ящике...
Представьте мое удивление и восторг, когда АБСОЛЮТНО ту же конструкцию шкафчиков увидел у Феликса Лоренца, у него они единственное, кое-где украшены резьбой (и около 50 вместо моих трех!), и никаких этикеток... Лежат так в одном ящике штук 30 элюденсов!!! (этикетка внутри!), а так "один в один"... Лоренц говорит, что так хранят ципреи подавляющее большинство "каурятников" мира...
Единственная тема для размышления - "мелкота"... Подумываю, что и с эстетической точки зрения, и с точки зрения удобства, возможно, следовало бы сделать ячейки наподобие таких же, как у Игоря Радомакина... Иначе, как бы аккуратно не выдвигал ящики, "мелкота" съезжает постоянно со своих мест от этикеток... А вот сажать на скотч, или пластилин, как делают многие - никуда не годится... Вот еще один альтернативный метод хранения небольших ракушек - в пластиковых коробочках - из экс-коллекции Людвига Габриэлли... С одной стороны - потрясающе удобно - занимает несравненно меньше места в шкафах, во-вторых, данные все время под рукой, в-третьих, "лапами" никто не хватает - в коробочке! :) Эстетик! Однако, где брать коробочки - часто стоят дороже, чем их содержимое - марки по 2-3 раньше стоили - немецкие! Во-вторых, "посажены" на пластилин. Феликс посмотрел в микроскоп - на базе в местах соприкосновения с пластилином углядел "сеточку" -разъело. Так что жду предложений и советов от Вас!
на главную
написать мне письмо
галерея ракушек 1
галерея ракушек 2
галерея ракушек 3
 

Hosted by uCoz